Ира Вайнер в Facebook



Cтатьи

Илья Китуп: «Современное искусство никуда не годится!»



Основатель первой московской ска-группы «Кабинет» и автор текста бессмертного хита «Унитаз мой что-то не того...». Известный художник — уже четверть века он упорно изготовляет идиотские картины и дурацкие рисунки. Пионер российского комикса (на английском языке!). Поэт, распевающий галактические песни и участвующий в слэмах. Издатель десятков книг, журналов и альбомов в собственном издательстве «Пропеллер». Недавно снялся в кино. И всё это — один субъект по имени Илья Китуп. Человек-оркестр, человек-ракета, человек-чёрт-знает-кто. Иному одной жизни хватит, а этот стремится прожить пять — одновременно. И всё успеть. И если его спросить — ему наверняка найдётся что сказать. Попробуем задать несколько вопросов.

— Хорошо, что мы снова встретились, у меня накопилось много вопросов. Во-первых, о месте концептуализма в русском искусстве — я знаю, ты имеешь касательство к этой теме. Во-вторых, о состоянии дел в современной литературе. И, в-третьих, разумеется, о тебе самом — всё никак не разберусь, что ты за творец такой. Хотя знаю о тебе немало, а слышал ещё больше.

— Тебе повезло, ты обратился по адресу. Я — именно та персона, которая в состоянии ответить на все эти вопросы. В каком желательно порядке?

— Я устал от порядка, начнём наобум, а там будет видно. Итак, как тебе видится положение дел в современном российском искусстве, включая, разумеется, поэзию?

— Что касается изо, то положение дел скверное — ты ведь это надеялся услышать? Ну а с поэзией, наоборот, в порядке — хорошие поэты есть, и их, к нашей общей радости, немало.

— Давай-ка чуть поподробнее — сначала поэзия, а потом…

— …А потом о прозе и картинках? Гут. Итак, что касается нашей поэзии, то, какая эпоха ни стоит на дворе, отличных поэтов хоть пруд пруди. Такое удивительное свойство многострадальной русской литературы. И даже, не побоюсь этого слова, извечное чудо.

— А если назвать поимённо? Кто тебе нравится?

— Да уж не все хороши, кто нравятся, и не все нравятся, кто хороши… Но так или иначе достойных поэтов много, и ты их знаешь. Тут ведь деление простое: или поэт, или никто, серединки здесь не бывает. Начнём по праву с Дмитрия Александровича Пригова. Это не только персонаж, но и великий (и очень многогранный) поэт. Я заметил, что общественность пренебрегает Приговым. Всем — немедленно перечитывать Пригова и открывать его для себя! Да, он сложен. Но надо. Мне нравится и Миша Сухотин — перед ним снимаю свою баварскую шляпу с пером. А также Тимур Кибиров. Недавно взял с полки «Парафразис» — хорошо пишет, собака! Кстати, обоим не идёт сбиваться на мелкие формы, а вот крупными владеют уверенно. Пожелаем им более увесистой массы. Мирослав Маратович Немиров, красавчик-молодчик, автор целого ряда новых интонаций, — ещё один выдающийся мастер формы и содержания. Вчитайтесь и в его статьи о литературе, там есть ответы на многие важные вопросы. Немиров — не матерщинник, а тончайший поэт и энциклопедист.

— Какой разброс, однако!

— Не боись! Авторы разные, но хорошие. Герман Лукомников — не всё у него всегда ровно, но он способен удивить, а это дорогого стоит. Назову всех Владимиров Яковлевичей, которые и фамилиями рифмуются. Строчков — очень большой поэт. Сидит себе, тихонько работает, и получается просто замечательно. В своё время и Тучков мне тоже нравился, надеюсь, сейчас он пишет не только романы. И третий Владимир Яковлевич — Владимир Друк отличный малый, близок он мне, как брат троюродный. А хочешь сюрприз? Мне и Иртеньев нравится! Да, он такой злободневник из газеты, но зато рифмоплёт хоть куда и замечательно строит композицию. Вот Саша Гальпер замечательный из Нью-Йорка — только почитай. Крикун-рыдало, вселенский автор, как Уитмен, Гинзберг и Маяковский. Можно сказать, один всю Америку держит!

Читать дальше...